(495)597-90-95
(495)597-90-87
(985)220-85-04
г.Одинцово ул.Говорова 24б
Технический мониторинг противопожарных систем на базе ПАК Стрелец-Мониторинг

  Анализ ряда крупных пожаров на объектах социального назначения, повлекших массовую гибель людей, показал, что основными причинами таких тяжелых последствий явилась неспособность имеющихся систем обнаружения пожара передавать сигналы о возгорании непосредственно в пожарные подразделения, что приводило к задержке вызова экстренных сил до 30–40 минут и, как следствие, к большим человеческим жертвам. Решение этой проблемы состоит в круглосуточном проведении мониторинга потенциально опасных объектов.

  13 июля 2014 года вступили в силу изменения к федеральному закону № 123-фЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которым больницы, школы, детские сады, дома престарелых и другие социальные объекты должны быть оборудованы системами передачи извещений (СПИ) о пожаре на пульт мчс в автоматическом режиме.

  Подобные СПИ уже давно применяются для охраны объектов. Но в этих системах вопрос спасения жизни людей не ставится. В то же время, большинство существовавших в настоящее время решений по мониторингу состояния объектов и оповещения населения не удовлетворяли требованиям по надежности и живучести. В них использовались «общедоступные» каналы связи (проводной телефон, GSM, Интернет и т. д.), существенные недостатки которых общеизвестны:

   – перегрузки телефонных сетей в случае паники в городе при чс;

   – затрудненность использования GSM-связи в праздничные дни;

   – отключение мобильной связи спецслужбами в случае террористического акта;

   – вероятность повреждения проводных линий связи в случае чс.

  Таким образом, низкая надежность этих каналов связи не позволяет применять их при решении ответственных задач, связанных с обеспечением безопасности жизни людей. Необходим независимый от сторонних компаний ресурс, надежный и живучий в условиях чс. Для этих целей наиболее оптимально подходит выделенный непосредственно для нужд мчс радиоканал.

  Исключить человеческий фактор при осуществлении вызова пожарных подразделений по телефону (сторожем организации или медсестрой лечебного учреждения), и создать систему автоматической передачи сигнала о пожаре с социальных объектов непосредственно в пожарную часть – такая задача была 15 поставлена президентом и правительством перед мчс России (поручения президента Российской федерации Д. А. медведева от 12.03.2009 г. № пР-567 и от 03.11.2009 г. № пР-302).

 

  На базе нашей организации развернут Центр технического мониторинга (ЦТМ) программно аппаратного комплекса "Стрелец-Мониториг" (ПАК) в функции которого вхотяд:

  - монтаж и техническое обслуживание ПАК (выполняется по договорам, заключаемым с физическими и юридическими лицами — владельцами ПАК);

  - установка и техническое облуживание ПЦН в составе системы мониторинга;
  - обеспечение работы каналов связи системы мониторинга и взаимодействие с операторами сетей общего пользования;
  - монтаж и техническое обслуживание ретрансляторов в составе системы мониторинга, построение единой ретрансляционной сети, обеспечивающей необходимую зону покрытия и бесперебойную прием-подачу извещений;
  - монтаж и техническое облуживание средств пожарной и охранной защиты (выполняется по договорам, заключаемым с физическими и юридическими лицами — владельцами ПАК).

  

  Структура и возможности ПАК "Стрелец-Мониторинг"


  Структура построения комплексной системы мониторинга пожарной безопасности объектов для раннего обнаружения пожаров и чрезвычайных ситуаций различного вида с использованием радиоканальных систем передачи информации технически реализованы следующим образом.

  Основная часть радиооборудования образует радиосеть для передачи извещений о пожарах и чс различного вида от защищаемого объекта, на котором установлен стационарный приемопередатчик, до диспетчерского центра ПСЧ №3 (ЕДДС). На центре ЕДДС установлено стационарное приемопередающее устройство и сервер с выносным видеотерминалом.

  Возможности ПАК:

   1) радиосистема мониторинга использует выделенные рабочие частоты в диапазонах 146–174 мГц и 403–470 мГц;

   2) максимальное число объектов, обслуживаемых радиосистемой в одном частотном канале (шириной 25 кГц) составляет 8 тысяч;

   3) максимальное время выявления неисправности канала связи в системе мониторинга составляет не более 1 800 сек.

   4) радиосистема мониторинга обеспечивает использование одного или нескольких резервных частотных каналов для повышения надежности доставки тревожного сообщения.

  Применение системы радиоканального мониторинга пожарной безопасности объектов позволяет в несколько раз снизить число пострадавших при пожарах, техногенных авариях и стихийных бедствиях за счет автоматического вызова в течение 1 минуты сил реагирования по радиоканалу, выделенному непосредственно для мчс России.

  Радиоканальная часть системы мониторинга пожарной безопасности объектов представляет распределенную радиосеть, охватывающую все населенных пункты Одинцовского городского округа.

рис.1 Структура и возможности ПАК "Стрелец-Мониторинг"


  Монтаж, пусконаладочные работы и обслуживание ПАК "Стрелец-Мониторинг"


  Размещение и монтаж оборудования ПАК проводят квалифицированные специалисты в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя. 
  Пусконаладочные работы проводят в соответствии с техническими особенностями системы и рекомендациями завода-изготовителя. К пусконаладочным работам относится комплекс работ, выполняемых в период подготовки, проведения испытаний и комплексного опробования оборудования.
  ТО осуществляется по договору с организацией-собственником.
  Владельцы ПАК могут запрашивать в центре технического мониторинга отчет в электронной форме о извещениях, поступивших на пульт централизованного наблюдения (ПЦН) от собственных средств противопожарной защиты (СПЗ). Периодичность представления и форма отчета определяются условиями договора.
  В случае отказа АК или других элементов системы мониторинга обслуживающий персонал исполнителя обязан прибыть на обслуживаемый объект по вызову диспетчера ЦТМ или заказчика в кратчайшие сроки.
  В случае отключения системы мониторинга на длительный период, в течение которого ТО по договору временно прекращается, должен быть оформлен акт временного прекращения работ по техническому обслуживанию системы.

рис.2 Акт временного прекращения работ по техническому обслуживанию системы


  После окончания ремонтных работ и включения системы мониторинга исполнитель должен убедиться в исправности всех ее элементов, оформить акт приемки на техническое обслуживание системы и возобновить ТО (приложение Б).

рис.3 Акт приемки на техническое обслуживание системы


  После окончания работ по регламентному ТО исполнитель обязан предъявить выполненные работы ответственному лицу заказчика либо лицу, его замещающему по распоряжению заказчика. При выполнении текущих ремонтов по заявкам заказчика в период, когда на объекте отсутствует ответственное лицо заказчика либо лицо, его замещающее, выполненные работы предъявляются лицам, эксплуатирующим систему.

    

  Диспетчерская служба


В составе Центратехнического мониторинга организована круглосуточная работа диспетчерской службы. 
Функции диспетчерской службы МО
1) Обработка извещений
2) Контроль прохождения извещений
Производятся прием, хранение, отображение и регистрация времени поступления извещений от приборов объектовых оконечных (ПОО) на прибор пультовой оконечный (ППО) ПЦН «01».

Для достоверной информации о прохождении извещений на ПЦН организован контроль целостности пакетов извещений, отправленных от ПОО и полученных ППО. 

Вероятность прохождения извещений более 90 %.

На ЦТМ поступают все тревожные, пожарные и сервисные извещения, такие как «Пожар», «Технологическая тревога», «Неисправность ШС», «НЕисправность основного питания», «Неисправность резервного питания», «Потеря связи» и т. д.
Пожарные извещения
Диспетчером осуществляется анализ поступления пожарных извещений на ПЦН «01» и реагирования ПЧ на пожарное извещение (выезд пожарного подразделения, произвольное срабатывание, тестовое срабатывание).
Сервисные извещения
При получении извещений о неисправности или других сервисных извещений, имеющих отношение исключительно к вопросам обслуживания автоматических СПЗ, на ПЦН МО выполняет следующие действия:
- немедленно устанавливает связь с лицом, назначенным заказчиком;
- при необходимости направляет на объект персонал обслуживающей организации для проведения ТО автоматических СПЗ. Персонал прибывает на объект в течение 4 часов.
Ведение учета и представление отчетов
На каждый АК, извещение от которых поступает на ПЦН системы мониторинга, в ПО соответствующих ПЦН после проведения работ по монтажу ПОО и подключению его к каналам системы мониторинга сотрудник диспетчерской службы МО вносит в БД ПЦН следующую информацию:
- номер абонентского комплекта в картотеке ПЦН;
- по какому адресу был установлен ПОО;
- стационарные и мобильные телефоны для связи с собственниками ПОО и/или с ответственными лицами, указанными собственниками ПОО;
- срок действия договора между мониторинговой компанией и собственником ПОО;
- сведения о собственнике ПОО — физическом или юридическом лице, с указанием конкретной организационно-правовой формы собственности;
В системе мониторинга исключено размещение сведений в форме открытых данных, и обеспечено криптографическое закрытие передаваемой информации. ПО ПЦН

Кроме данных о комплектах СПЗ, серверная часть ПЦН МО обеспечивает возможность хранения информации о работоспособности устройств и каналов связи системы мониторинга, возможность оперативного доступа к указанной информации ответственных сотрудников ЦТМ и получения указанной информации в отчетной форме с возможностью печати и/или экспорта в различные текстовые редакторы. ПРограммное обеспечение ПЦМ обеспечивает возможность сгенерировать отчетную форму в соответствии с конкретной необходимостью за указанный период времени (например, по видам неисправности).